Новая попытка правящей партии «Грузинская мечта» объявить импичмент президенту страны Саломе Зурабишвили носит символический характер, законы могут приниматься без ее участия, а новый срок полномочий маловероятен. Об этом 7 октября заявил «Известиям» эксперт Фонда стратегической культуры, политический обозреватель Андрей Арешев.
Ранее в этот день председатель парламента, член политсовета «Грузинской мечты» Шалва Папуашвили заявил, что партия решила возобновить процедуру импичмента в отношении Зурабишвили из-за «преднамеренного, грубого и систематического нарушения» Конституции страны. Он, передает Rustavi2, также подчеркнул символизм этого шага, поскольку срок полномочий президента истекает этой осенью и в случае объявления импичмента сократится максимум на один месяц.
«В рамках действующей грузинской парламентской модели Зурабишвили имеет какой-то медийный эффект, пропагандистский. Мы понимаем, что Зурабишвили Запад пытается раздуть как лидера оппозиции, но не очень хорошо получается, и я не думаю, что ее фигура сыграет роль в том противостоянии, что будет в ближайшее время», — прокомментировал Арешев.По его словам, итоги процедуры импичмента второстепенны, поскольку даже сейчас, если президент отказывается подписывать какие-то законы, их может принять глава парламента Папуашвили. Кроме того, добавил эксперт, главу государства в Грузии в любом случае выбирает парламент.Ранее, 4 октября, посол Евросоюза (ЕС) в Грузии Павел Герчинский сообщил, что Брюссель принял решение приостановить встречи на высоком уровне с руководством страны из-за недружественного отношения представителей страны в отношении альянса. Также дипломат заявил, что в течение уже нескольких месяцев не состоялось ни одной встречи представителей правительства Грузии с Брюсселем.
До этого, 23 сентября, мэр Тбилиси Каха Каладзе назвал шантажом угрозы ЕС отменить безвизовый режим с Грузией. По мнению политика, тема отмены визовой либерализации будет звучать активнее по мере приближения в стране парламентских выборов.
Отношения Грузии с США и ЕС обострились после принятия закона об иноагентах в мае. Президент Грузии Зурабишвили наложила на него вето, но депутаты преодолели его. Закон вступил в силу 3 июня. После этого США ввели визовые санкции в отношении десятков граждан Грузии и выразили готовность расширить ограничения. В ответ Каладзе заявил, что в стране никто не боится американских санкций, а премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал их оскорбительными.