Наиболее популярная форма социальной активности российской молодежи – досуговая. За ней следуют интернет-сетевая, образовательно-развивающая и социально-экономическая формы социальной активности, установили ученые СГУ. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник РУДН: Психология и педагогика».
Социальная активность понимается современной наукой как часть образа жизни в обществе, проявляющегося в различных видах деятельности – волонтерской, творческой, коммуникативной, гражданской и других. В разные формы социальной активности вовлечены все возрастные группы, однако, по мнению специалистов, важнее всего ее реализация в юности (13-19 лет) и молодости (20-30) лет.Ученые Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (СГУ) изучили структуру социальной активности молодежи и определили, какую роль играют при выборе ее формы гражданская идентичность, религиозность, пол и образование молодого человека. Выборку составили 305 человек (мужчины – 35,4 %).Специалисты установили, что молодежь разносторонне активна, и эта активность имеет свою внутреннюю логику. По мнению ученых, предпочтения молодых людей можно объединить в группы: для одних это гражданско-политическая, для других – протестно-субкультурная, для третьих – духовно-образовательная; для четвертых – досуговая.
По данным исследователей, структура социальной активности молодежи весьма сложна, молодые люди более интенсивно участвуют в одних группах и менее интенсивно – в других. В центре этой структуры обычно находится духовная активность, которая включает в себя увлечение литературой, живописью, искусством в целом, духовное развитие и связана со всеми формами, кроме субкультурной. При этом девушки чаще предпочитают духовно-образовательные виды социальной активности, нежели юноши.
«
«Мы выяснили, что молодые люди, особенно наиболее юные и наименее религиозные из них, предпочитают досуговую активность. Также их выбор часто падает на те виды социальной активности, которые связаны с их основной занятостью (как правило, это учебная деятельность) или с ежедневными заботами», – рассказал заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития СГУ Раиль Шамионов.
Ученые отмечают, что в жизни молодежи большое значение имеют интернет-сетевая, образовательно-развивающая и социально-экономическая активности, они тесно связаны друг с другом и образуют жесткую и устойчивую структуру. Наименее выражены в жизни молодежи гражданско-политические формы активности.
Исследование, по мнению авторов, подтвердило значимую роль идентичности, образования, возраста и религиозности молодежи в ее социальной активности. При этом ученые предложили использовать для последующего анализа четырехкомпонентную факторную модель форм активности (гражданско-политическая, протестно-субкультурная, духовно-образовательная, досуговая формы).
Результаты работы позволят грамотно организовывать социальную активность молодых людей: вовлекать их в социально-нормативные формы и блокировать асоциальные, считает Раиль Шамионов.
«В организации социальной активности молодежи необходимо учитывать роль пола, образования, идентичности и религиозности. Важные выводы нашего исследования состоят не просто в весомом значении этих переменных для отдельных видов социальной активности, но и в их влиянии на выбор в пользу радикализации активности, либо в пользу отказа от нее», – отметил он.