В судостроении нам нет равных в части создания атомных ледоколов, да и в целом, в атомных и космических технологиях мы обладаем уникальными и ценными для всего мира компетенциями. Фотоника и лазеры – еще один наш конек, который сегодня позволяет нам быть технологически независимыми в металлообработке и в других направлениях, где активно используется лазер, в том числе в медицинских изделиях и медицинской технике. В состоятельности нашей фармацевтической отрасли после прохождения пандемии COVID-19 на своих лекарствах тоже не приходится сомневаться.
Вот в этих отраслях, которые я упомянул, или нам вообще нет равных, или мы входим в очень ограниченный «клуб лидеров». Самые яркие результаты работы отечественной промышленности планируем представить на выставке «Россия» (пройдет с 4 ноября 2023 по 12 апреля 2024 года на ВДНХ), на которой посетители смогут увидеть достижения промышленности, о которых нужно знать и которыми можно гордиться.
– Тем не менее, порой нам приходится слышать нелицеприятные высказывания о слабостях нашей промышленности и экономики. Например, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что, якобы, в России выковыривают чипы из зарубежной бытовой техники и вставляют их в ракеты. Как к этому относиться, и насколько все это соответствует действительности?
– Звучало это несколько странно, как минимум, потому что второй раз использовать чип, если говорить технологическим языком, в большинстве случаев просто невозможно. Зачастую, под аппаратуру проектируются отдельные микроэлектронные чипы, которые производятся непосредственно под заказчика. В бытовой электронике и технике используются общедоступные чипы, которые производятся многими странами и, в первую очередь, дружественными. Если речь идет о вооружении и военной технике, то тут требования к микросхемам другие, они на порядки выше, чем для гражданской продукции, и такие технологии у нас свои собственные.
– В прошлом году озвучивались планы выйти в мировые лидеры по производству высокочистого неона. Как с этим у нас обстоят дела?
– Мы – одни из лидеров с точки зрения технологии производства высокочистых инертных газов: ксенона, криптона и неона. Наши технологии позволяют получать эти газы с лучшими показателями чистоты в мире. С учетом действующих производственных мощностей и проводимой модернизирнизации, а также введенной в эксплуатацию установки в МГТУ им. Баумана текущие мощности по переработке неона позволяют достичь указанных целей. В настоящее время ведутся переговоры по заключению долгосрочных контрактов. Здесь у нас 100% технологическая независимость.
– Также к вопросу о лидерстве, РФ активно осваивает Севморпуть. Недавно стало известно, что пересматриваются сроки и стоимость строительства головного атомного ледокола проекта 10510 «Россия»? С чем это связано?
– Изначально проектируя и создавая такое головное судно, невозможно дать точные параметры по себестоимости и окончательной цене. Поэтому нет ничего сверхъестественного, тем более трагичного в пересмотре цены. Что касается сроков, они тоже были изначально ориентировочными. И по мере освоения самого рабочего проекта и выдачи этого проекта на производство на судостроительный комплекс «Звезда», будут формироваться и цена, и окончательные сроки сдачи объекта. Поэтому здесь все идет достаточно корректно в соответствии с изначально заложенными параметрами.
Сейчас проводится технико-экономическая экспертиза расчетов трудоемкости и цены строительства.
По результатам этой работы можно будет объективно говорить о каком-то пересмотре условий текущего контракта на строительство ледокола.