Приватизация, которую предлагается возобновить в отношении крупных российских госкорпораций, не повторит залоговые аукционы 1995 года,
Ранее глава ВТБ Андрей Костин для финансирования приоритетных проектов призвал возобновить приватизационную программу в России, а также привлечь в экономику дополнительно 70 триллионов рублей за счет расширения госдолга. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал эту идею весьма интересной точкой зрения.
«В 90-е процесс приватизации был не очень контролируемым и централизованным. Предприятия выкупались без проверок и составления совместных бизнес-планов развития, в результате чего часть приватизированных объектов просто закрыли. Сейчас этот процесс должен реализовываться по более цивилизованному и продуманному сценарию», — сказал Беликов.
По словам эксперта, новая приватизация не подразумевает перехода в частные руки госкорпораций-гигантов. Речь, скорее, идет об их дочерних предприятиях.
«
«Таких структур достаточно много. Может быть, идея состоит в том, что какую-то часть из этих предприятий можно приватизировать для того, чтобы повысить эффективность управления. Потому что чем больше холдинг, тем сложнее эффективно управлять каждой из входящих в его состав структур», — отметил Беликов.
Эксперт также указал на то, что результативность приватизации может быть ограничена большой долей квазигосударственных структур среди держателей капитала, который формально могут посчитать частным.
«
«Частный бизнес того масштаба, который может обеспечить возможность весомого участия в приватизации госкорпораций, зачастую сильно зависит от государства. В первую очередь, на уровне госзаказов. Это привело к тому, что грань между государственным и частным капиталом размылась. В итоге будет непросто отличить реальную приватизацию от перераспределения денег между разными государственными и окологосударственными структурами», — подчеркнул Беликов.
Контроль над этой ситуацией, по словам эксперта, осложнен, пока сохраняется сильное внешнее давление и, соответственно, противодействие ему в форме ограничений на раскрытие информации, включая конечных бенефициаров и источники происхождения капитала.»Несмотря на внушительные суммы на банковских счетах частных предприятий и населения, на деле может оказаться, что значительный объем этих ресурсов должен и дальше оставаться в банках, потому что из этих средств и платятся обязательства по кредитам, выпущенным облигациям», — отметил Беликов.